Поиск по сайту
Прогноз погоды
GISMETEO: Погода по г. Санкт-Петербург

Торжественные мемориальные мероприятия в МО «Рахьинское городское поселение»

Торжественные мемориальные мероприятия в МО «Рахьинское городское поселение»4 ноября 2011 года  заместитель Председателя  Совета Ленинградского объединения ветеранов «Защитники Отечества», глава МО «Рахьинское городское поселение» Александр Иванович Дубинин, заместитель Председателя  Совета объединения  капитан I ранга Геннадий Анатольевич Кораблев приняли участие в мемориальных мероприятиях, посвященных чествованию воинов, погибших при защите Дороги жизни. Торжественно-траурные митинги состоялись у мемориалов на берегу Ладожского озера в МО «Рахьинское городское поселение». Отдать дань памяти морякам сторожевого корабля «Конструктор», погибшим семьдесят лет назад, у обелиска на берегу реки Морья собрались ветераны, руководители муниципальных образований Рахьинского и Дубровского городских поселений, представители общественных организаций,  школьники, жители поселений, солдаты и моряки воинских частей Ваганово и Углово. В почетном карауле стояла знаменная группа военной части Углово. На памятном обелиске увековечены имена 32 моряков краснофлотцев, ценою жизни выполнивших свой долг перед Родиной в годы войны. На торжественном митинге выступили глава МО «Рахьинское городское поселение» Александр Иванович Дубинин и директор музея «На дороге жизни» Александр Брониславович Войцеховский. К отреставрированному памятнику морякам-героям были возложены венки и цветы. Затем, мемориальный митинг был продолжен у Кургана Славы. В результате многолетней поисковой работы удалось установить фамилии еще двух героев, погибших при защите Ленинграда. Имена главного старшины Охапкина Николая Федоровича и красноармейца Налимова Николая Ивановича теперь выбиты на памятном обелиске Кургана Славы среди имен солдат, отдавших жизнь за нашу Родину. На митинге выступили Глава администрации МО «Рахьинское городское поселение» Александр Николаевич Саморуков и заместитель Председателя  Совета Ленинградского объединения ветеранов «Защитники Отечества» по социальным вопросам Сергей Валерьевич Чирко. Со словами благодарности выступила дочь красноармейца Николая Ивановича Налимова, которая долгие годы разыскивала могилу отца. Из Ярославля приехали внучки Охапкина Николая Федоровича, узнавшие через много лет о месте захоронения своего деда. Впервые родственники смогли поклониться праху погибших. Прозвучал гимн Российской Федерации. Минутой молчания пришедшие на митинг почтили память всех павших за свободу нашей Родины в годы Великой Отечественной войны.

ИСТОРИЯ сторожевого корабля «Конструктор» «КОНСТРУКТОР» НА СТРАЖЕ ЛАДОГИ, Волго-Невский ПроспектЪ №4(126) от 26.02.2010 В составе Ладожской военной флотилии (ЛВФ) во время Великой Отечественной войны было много судов разного назначения.  Охраняя водную трассу Дороги жизни от нападения противника, корабли флотилии одновременно участвовали и в перевозке грузов для осаждённого Ленинграда. О трагической судьбе одного и героических кораблей Ладоги поведал участник битвы за Ленинград на Ладоге, капитан II ранга Леонид Константинович Мартынов, работавший в Северо-Западном пароходстве с 1970 по1989 год первым помощником капитана на судах заграничного плавания. – Осенью 1941 года в воздухе господствовала фашистская авиация. Надёжного прикрытия наши корабли не имели. Массовое мужество проявляли моряки в борьбе за живучесть каждого корабля. Одним из лучших по сплочённости и выучке экипажем в Ладожской военной флотилии был сторожевой корабль «Конструктор». Построенный на верфях Гельсингфорса (Хельсинки) он вступил в строй кораблей Балтийского флота ещё в 1906 году и под названием «Сибирский стрелок » использовался в качестве минного крейсера. В период первой мировой войны «Сибирский стрелок » прославился многими выдающимися подвигами, а в 1925 году стал экспериментальным кораблём для испытания новых образцов минно-торпедного оружия. С него сняли пушки и переименовали в «Конструктор». С началом Великой Отечественной войны на корабле вновь установили артиллерийское вооружение и в августе 1941 года превратили в сторожевой корабль. Две паровые машины  мощностью 8300 лошадиных сил позволяли ему развивать скорость до 23 узлов, а три 100 мм орудия, зенитные пушки и пулемёты – выполнять любые задачи, присущие этому классу боевых кораблей. Единственным недостатком «Конструктора» было угольное отопление котлов, в результате которого облака черного дыма делали его заметным во время движения. Несмотря на это, уже в первые месяцы войны корабль отлично выполнил ряд боевых заданий,  включая обстрел береговых позиций противника, проводку караванов судов с продовольствием для Ленинграда и перевозку около четырёх тысяч эвакуированных жителей города и воинов под непрекращающимся обстрелом вражеской авиации. 7 октября 1941 года на рейде Новой Ладоги «Конструктор» принимал уголь с баржи. В то же самое время с другого её борта принимал уголь спасательный корабль «Сталинец», на котором я осуществлял медико-санитарное обеспечение. Внезапно из-за облаков вынырнул «Юнкерс» и с высоты 800 метров сбросил четыре осколочно-термитных бомбы. К нашему счастью, на «Сталинце» обошлось без жертв, но на тральщике «ТЩ-127» и «Конструкторе» оказалось много убитых и раненых. Так получилось, что вскоре мне пришлось вновь стать свидетелем трагического случая, происшедшего с «Конструктором». 4 ноября 1941 года этот корабль стоял на рейде у Осиновецкого маяка, а мы доставляли к нему эвакуируемых. День выдался тревожный. Налёты вражеской авиации следовали один за другим, но примерно к 19-00 доставка эвакуируемых закончилась. Смеркалось, в разрывах облаков появлялась луна. На корабле и вокруг было тихо. Но тишина эта, почему-то, казалась зловещей. Стоя на палубе, я смотрел, как «Конструктор», густо дымя, снялся с якоря и двинулся в сторону Новой Ладоги в кильватере за сторожевым кораблём «Пурга». Не успели они скрыться из глаз, как застрекотал пулемёт с «Пурги» и я понял, что начался очередной налёт вражеской авиации. Вслед за глухо прозвучавшим взрывом  я увидел, как носовая часть «Конструктора» стала медленно погружаться в воду. Сначала я подумал, что мне это кажется. Но там и впрямь случилось что-то неладное. Не дожидаясь приказания с берега, экипаж «Сталинца» ринулся на помощь. На подходе мы увидели страшную картину. С большим дифферентом на нос, с полностью погружённой в воду оторванной носовой частью стоит искалеченный «Конструктор». Мы осторожно подошли к его левому борту. Сразу понять, что произошло, было трудно, но те, кто был наверху, видели, как в одно мгновение отвалилась вся носовая часть корабля с кубриками и помещениями, в которых находились люди: женщины, дети, свободные от вахты моряки. В том месте, где разорвались бомбы, металлическая обшивка отвалилась, палуба получила изгиб, и вся носовая часть с тремя палубами повисла в воде. Сам «Конструктом» с дифферентом на нос погружался в воду. Казалось, что судно проваливается. Многие вздрогнули от мысли, что корабль может затонуть. Оставшиеся в живых пассажиры в ужасе теснились на палубе. Некоторые, решив броситься за борт, снимали обувь, а оказавшиеся в воде, пытались вновь взобраться на корабль. В этой ситуации экипаж принялся бороться за жизнь корабля. Немедленно были приведены в действие аварийные механизмы, включено освещение. Аварийная партия стала заделывать пробоины, укреплять переборки. Через 30-40 минут удалось прекратить дальнейшее поступление воды в корабль, но положение его оставалось угрожающим. Я перебрался на «Конструктор», нашёл врача и стал оказывать первую помощь пострадавшим. Тяжелораненых перенесли на борт нашего корабля для доставки на берег. Все были потрясены пережитой трагедией. Оказалось, что из 250 пассажиров в живых осталось только 80 человек. К борту «Конструктора» подошла канонерская лодка «Нора» и сняла с него оставшихся. С большим дифферентом на нос, кормой вперёд, с торчащими из воды оголёнными лопастями гребного винта «Конструктор» держался на плаву. «Сталинец» отбуксировал  израненный корабль  в пустынную бухту Морье. …Здесь, невдалеке от берега Ладожского озера, и сегодня за металлической оградкой возвышается небольшой холмик. На нём установлен скромный обелиск. Здесь похоронено 32 моряка со сторожевого корабля «Конструктор». Они погибли на Дороге жизни, спасая жизнь тысяч ленинградцев. Вечная им слава! Ежегодно  у могилы павших моряков собираются ветераны героического корабля Ладоги, чтобы выразить свою скорбь, вспомнить о прошедшей войне и навестить музей «Дороги жизни» в подшефной школе посёлка Ваганово. А какова дальнейшая судьба «Конструктора»? Силами оставшегося в живых экипажа корабль был отремонтирован и осенью 1942 года вновь принял участие в боевых действиях. Николай АСТАФЬЕВ Сайт ОАО «Северо-Западный флот»

Рассказать о нас

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Оставить Ответ

Вы должны войти чтобы комментировать.


Календарь
Июль 2017
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Сен    
 12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31