Поиск по сайту
Прогноз погоды
GISMETEO: Погода по г. Санкт-Петербург

Перспективы трудоустройства военнослужащих, увольняемых из вооруженных сил

Григорьев Н.Н. профессор ГМА им. С.О. Макарова
Сатин А.А. депутат МО «Колтуши», капитан 1 ранга

Значение морского транспорта в экономике России и перспективы его развития

В мире около 90% всех грузовых перевозок приходится на долю морского транспорта, как самого дешевого, а порой и единственного. Заявление, что Россия является морской державой, сегодня звучит не совсем убедительно. Лидирующие позиции в области судоходного бизнеса за годы перестройки утрачены.
До начала перестройки по тоннажу морского флота Советский Союз находился на шестом месте в мире (свыше 20 млн. тонн). Более 50% грузов экспортно-импортных перевозок приходилось на долю морского флота. Именно морской флот являлся основным поставщиком валюты для государства.
С началом перестройки ситуация в судоходном бизнесе резко изменилась. Сегодня в России более 60% внешнеторговых грузов перевозится морским транспортом, причем, на долю российских судовладельцев приходится около 3% от этого объема.
Продолжать мириться с таким положением дел пагубно для экономики государства. Нахождение в транспортной зависимости от иностранных перевозчиков чревато серьезными последствиями — превращением России в сырьевой придаток экономически развитых государств. Понимание возможных последствий послужило толчком к разработке ряда программ, направленных на развитие морской деятельности.
Среди прочих программ следует выделить «Стратегию развития морской деятельности РФ на период до 2020 года», основным направлением которой является освоение арктических территорий. Арктика объявлена главной ресурсной базой России 21 веке. По словам Председателя Морской Коллегий С. Иванова, — освоение арктических территорий позволит Росси занимать доминирующее позиции в Арктике.


По расчетам Минтранса строительство новых судов, возвращение судов под российский флаг, разработка и добыча углеводородного сырья в районах Северного морского пути позволит довести тоннаж отечественного флота до 14-17млн.тонн. Что потребует создания примерно 70 тыс. дополнительных рабочих мест (20 тыс. мест на флоте и 50 тыс. в сфере обслуживания). В смежных областях число рабочих мест может приблизиться к 150 тысячам. В нынешних экономических условиях весьма ощутимо!
Планируемое увеличение объема перевозок российским морским флотом до 50% позволит внести существенный вклад в экономику государства. (Из доклада Министра транспорта РФ И.Е. Левитина, — в настоящее время вклад транспорта в ВВП соответствует 7% (4 место) среди всех отраслей хозяйственного комплекса России).
Среди объявленных мер, таких как: создание единой системы логистики, системы контроля пространства и серийное строительство современного флота приспособленного к плаванию в арктических условиях отсутствует одна, и, пожалуй, главная — подготовка кадров для работы в условиях Арктики. Адмиралу Н.Г. Кузнецову принадлежит высказывание, к которому нельзя не прислушаться: «Будут кадры — будет флот!». Несмотря на сравнительно высокие заработные платы, престиж морских профессий и качество морского образования во всем мире неуклонно снижается по целому ряду причин.

Состояние российского кадрового судоходного рынка

Сегодня состоянию судоходного рынка России сложно дать объективную оценку. Во времена Советского Союза существовало 18 морских и 35 речных пароходств, в современной России зарегистрировано около 9 тыс. судоходных компаний, причем, 6 тыс. из них имеют в управлении три и менее судов. Обилие судоходных компаний привело к тому, что выявить реальную потребность в моряках сложно. Формирование экипажей в подавляющем большинстве российских судоходных компаний осуществляется по остаточному принципу. Наиболее квалифицированные кадры уходят работать в западные судоходные компании. Главная причина состоит в том, что мелкие судоходные компании не заинтересованы в том, чтобы давать заказ на подготовку кадров. У крупных компаний нет устойчивых связей с учебными заведениями. А из-за отсутствия правовой базы контрактная система, практически, не работает. Следовательно, судовладелец не заинтересован оплачивать обучение специалиста, который может и не прийти в компанию, оплатившую его обучение. Другое дело получить уже готовых специалистов. И такая возможность у них есть — привлекать на работу моряков, увольняемых из вооруженных сил. Ведь некоторые военные специальности находятся в близком родстве со специальностями морского флота. Это, прежде всего, штурманы, механики, электромеханики.
Рациональный подход позволит решать такую социально важную задачу как создание дополнительных рабочих мест, особенно в условиях кризиса. При нынешнем состоянии дел, например, решая важную государственную проблему по социальному обеспечению военнослужащих, увольняемых из вооруженных сил, поступают не вполне резонно. А именно, жилье для военнослужащих, увольняемых в запас строят в такой местности, словно их социальные потребности сведены до минимума. Увольнению из вооруженных сил подлежат люди до 40 — 45 лет, т.е. те, кто находится на пике социальной активности. Речь идет о полных сил и хорошо образованных специалистах, которые достойно исполнили свой воинский долг. Они имеют взрослых детей, которым надо дать образование. Воинской пенсии явно недостаточно даже для удовлетворения минимальных потребностей.
Вариант дополнительного обучения, позволяющий максимально адаптировать военную специальность к ее гражданскому аналогу в полной мере согласуется с государственной программой: «Социальная адаптация военнослужащих, подлежащих увольнению из вооруженных сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов и членов их семей». Этот вариант является наиболее оптимальным для всех заинтересованных сторон. Однако, при этом следует соблюдать чувство меры и этики. Вряд ли целесообразно, переучивать боевого офицера на менеджера по оценке недвижимости, если принципы торговли ему чужды по самой его природе? Изменение карьеры для военнослужащих (по крайне мере для большинства), увольняемых из вооруженных сил связано с понижением социального статуса. Любой человек, столкнувшийся с проблемой понижения социального статуса, попадает в группу риска.
Проблема усугубляется еще тем, что обучившись какой-либо специальности, оказывается, что таких специалистов наблюдается в избытке. Ведь таким несложным путем расходуются бюджетные средства без перспектив на их возврат в экономику государства. Потребность в специалистах той или иной профессии должна быть продиктована рынком.

Состояние мирового кадрового судоходного рынка

В октябре 2008 года в Санкт-Петербурге прошел XI Международный семинар: «Качественное судоходство: стандарт XXI века. Морская профессия: факторы престижности». Снижение престижности морских профессий вызывает серьезную озабоченность уже давно. Вследствие непрестижности морских профессий судовладельцы вынуждены прибегать к услугам не квалифицированных специалистов. Такая практика чревата серьезными последствиями не только для судоходного бизнеса, но для всего человечества в целом. Характер перевозимых грузов требует серьезной подготовки членов экипажа.
Все это происходит на фоне снижения уровня подготовки моряков, факт, признаваемый всеми участниками судоходного рынка. Свидетельством тому — подготовка новой редакции Международной конвенции о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты (ПДНВ). Цель этой работы — снижение обеспокоенности мировой общественности по поводу ухудшения стандартов подготовки и дипломирования моряков и неэффективного управления, приводящих к авариям и загрязнению окружающей среды.
По данным известной страховой компании ВIМСО прогнозируется нехватка 27 тысяч офицеров (по некоторым данным — 45 тыс.) к 2015 году. Так же были высказывания, что в 2009 году суда будут простаивать в портах из-за нехватки моряков.
Общая численность моряков, работающих в судоходной отрасли, составляет 1 — 1,2 млн. человек. Доля российских моряков, вовлеченных в международный кадровый судоходный рынок, составляет 22 — 23 тыс. человек, т. е. примерно 2%.
Если говорить о национальной принадлежности моряков, то здесь преобладают выходцы из Юго-Восточной Азии. Например, по данным Международной ассоциации владельцев сухогрузных судов ШТЕКСАКОО в январе 2008 года флот навалочных судов составлял 6496 единиц. Наибольшее количество моряков являются выходцами: Филиппины — 42,69%, Китай и Гонконг — 37,78%, восточная Европа 7,58%, Индийский субконтинент — 4,67%, другие места — 7,28% [3].
Рейтинг российских моряков очень высокий, а подготовка признается одной из лучших в мире. Доказательством служит невозможность выполнения заявок западных судовладельцев, которые ориентированы на российский кадровый рынок моряков, через морские круинговые агентства.
Примечательно, что на невозможность исполнения всех заявок на специалистов, судовладельцы отреагировали тем, что уволили целый ряд директоров круинговых компаний, как в России, так и в странах СНГ.

Кадровые проблемы в судоходном бизнесе в условиях экономического кризиса

С наступлением экономического кризиса, прогнозы, что суда будут простаивать у причалов, начали оправдываться, но не по причине нехватки офицеров. По сведениям из разных источников, перевозки морским транспортом за последнее время сократились на 15-40%. Неточность информации вполне объяснимо импульсивностью заказов. С наступлением экономического кризиса нарушилась стабильность заказов на перевозки; они стали носить эпизодический характер.
Снижение объема перевозок естественным образом сказалась на занятости моряков. Реально образуется избыток кадров. Помимо действующих моряков следует ожидать присоединения тех, которых экономические проблемы заставят вновь вернуться на флот.
Тем не менее, не смотря на то, что планы добычи углеводородных ресурсов будут скорректированы в стороны уменьшения, потребность в кадрах будут возрастать. Слово за компаниями, которые работают в этой сфере. Рациональный подход позволит решить кадровую проблему безболезненно.

Выводы

Привлечение военных моряков, увольняемых из вооруженных сил, в судоходную отрасль способствует реализации сразу двух государственных программ: «Стратегии развития морской деятельности РФ на период до 2020 года», направленной на освоение арктических территорий, и «Социальная адаптация военнослужащих, подлежащих увольнению из вооруженных сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов и членов их семей». Имеется ряд примеров успешной адаптации специалистов, уволенных из Военно-Морского флота и достигших должностей капитанов, старших механиков и лоцманов.
Следует иметь в виду, что средства, затраченные на реадаптацию и дополнительное образование военных моряков, на предмет их соответствия требованиям Международной конвенции ПДНВ, будут не столь значительными, как, например, подготовка моряков для морского флота с «нуля». Обучение целесообразно проводить, используя, в том числе, и учебную базу военно-морских учебных заведений.
Комплекс последовательных мер, связанных обучением, прохождением службы и последующим трудоустройством военнослужащих, увольняемых из вооруженных сил, позволит обеспечить непрерывность процессного похода самореализации личности с пользой для общества.
Особо хочется обратить внимание на перспективные возможности по подбору кадров компаний намеренных заниматься освоением нефтяных месторождений на шельфе в Арктике. Рассчитывать на специалистов из Юго- Восточной Азии не приходится.

Рассказать о нас

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Оставить Ответ

Вы должны войти чтобы комментировать.


Календарь
Апрель 2017
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Сен    
 12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930