Рыков Валентин Павлович

Рыков Валентин Павлович

старший уполномоченный Балтийской группы Государственной приёмки кораблей Военно-Морского Флота Союза Советских Социалистических Республик, капитан 1-го ранга.

Родился 30 мая 1926 года в городе Кашире Московской области. Русский. С июля 1944 года учился в Ленинградском военно-морском подготовительном училище, которое окончил в сентябре 1945 года.

В Военно-Морском Флоте с 1945 года. В сентябре 1949 года окончил Высшее военно-морское училище имени М.В. Фрунзе, и для дальнейшего прохождения службы был направлен на Северный флот. С октября 1949 года по октябрь 1950 года служил командиром рулевой группы штурманской боевой части (БЧ-1) подводной лодки (ПЛ) «Б-5»; с октября 1950 по февраль 1953 года – командиром БЧ-1 этой же ПЛ, с февраля по май 1953 года – помощником командира ПЛ «С-44», а затем, до сентября того же года – старшим помощником командира ПЛ «С-164».

В сентябре 1953 года офицер-подводник В.П. Рыков направлен в бригаду учебных и строящихся подводных лодок Каспийской военной флотилии на должность старшего помощника командира ПЛ «С-160», где служил до мая 1954 года. После чего «С-160» перешла на Северный флот, где В.П. Рыков по ноябрь 1954 года продолжил службу в той же должности.

С декабря 1954 года по сентябрь 1955 года – учёба в Высших специальных офицерских классах Военно-Морских Сил, окончив которые В.П. Рыков в сентябре 1955 года был назначен старшим помощником командира ПЛ «С-200», а в апреле стал командиром ПЛ «С-181» (Северный флот).

С июля 1958 года, там же, на Северном флоте В.П. Рыков служит на атомных подводных лодках (АПЛ): до июня 1960 года — командиром крейсерской АПЛ «К-50», а с июня 1960 года по октябрь 1962 года — командиром крейсерской АПЛ «К-52».

Успешно сдав курсовые задачи боевой подготовки АПЛ под командованием капитана 2-го ранга Рыкова В.П. в апреле 1961 года совершила поход под паковый лёд (то есть под многолетний полярный лёд) между Землёй Франца Иосифа и островом Шпицберген до широты 84 градусов. На борту «К-52» находился командующий Северным флотом адмирал Чабаненко А.Т. АПЛ «К-52» неоднократно всплывала в полыньях методом порционной подачи воздуха высокого давления в цистерны главного балласта средней группы.

В течение 1961 года «К-52» под командованием В.П. Рыкова, совершив пять длительных выходов в море, выполнила ряд экспериментальных походов, в ходе которых проводились испытания различных технических устройств и научные исследования в интересах ВМФ СССР.

Весной 1962 года капитан 2-го ранга Рыков В.П. во главе экипажа АПЛ принял участие в крупных морских учениях Северного флота. В ходе выполнения поставленной командованием флота задачи на «К-52» произошла авария парогенераторов, в результате чего главные энергетические установки обоих бортов вышли из строя. АПЛ лишилась хода, радиоактивность в шестом отсеке многократно превысила допустимые нормы…

Но высокопрофессиональные и продуманные действия командира и всего экипажа АПЛ помогли найти выход из критической ситуации и устранить неисправность. В результате «К-52» своим ходом благополучно пришла в базу.

С октября 1962 года по октябрь 1965 года В.П. Рыков — заместитель командира дивизии подводных лодок Северного флота (с 7 мая 1965 года – Краснознамённого Северного флота). 25 июля 1964 года капитану 2-го ранга Рыкову В.П. присвоено воинское звание «капитан 1-го ранга».

В состав дивизии подводных лодок, в которой нёс службу В.П. Рыков, вошли многоцелевые атомоходы первого поколения проектов 627, 627А. На командование дивизии возлагались задачи качественной приемки подводных лодок от промышленности и ввод их в боевой состав ВМФ в сжатые сроки. В. П. Рыков, грамотный и опытный подводник, успешно справлялся с этой задачей. На протяжении первого этапа формирования и становления дивизии её командование и штаб создали школу подготовки высококвалифицированных специалистов подводного плавания. В тот период вырабатывались стратегия применения и тактика действий многоцелевых АПЛ, выявлялись их достоинства и недостатки. Подводные лодки дивизии получали первый опыт несения боевой службы в ранее не освоенных районах Мирового океана, совершали походы к Северному полюсу, трансарктические переходы с Северного флота на Тихоокеанский флот.

В период с 25 сентября по 4 октября 1963 года на АПЛ «К-181» (командир — капитан 2-го ранга Сысоев Ю.А.) в составе походного штаба В.П. Рыков участвовал в походе к Северному полюсу. Старшим на борту был командующий флотом адмирал Касатонов В.А.

Перед АПЛ стояли задачи: 1) отработать плавание под арктическими льдами, всплывая в разводьях и полыньях; совершенствовать способы поиска и уничтожения подводных ракетоносцев противника; 2) провести испытания навигационного комплекса «Сигма».

29 сентября 1963 года, впервые в истории отечественного Военно-Морского Флота, АПЛ «К-181» всплыла в географической точке Северного полюса.

С октября 1965 года капитан 1-го ранга Рыков В.П. обучался на Академических курсах офицерского состава Военно-морской академии, по окончании которых, с июля 1966 года по ноябрь 1987 года проходил службу в учреждениях Государственной приёмки: уполномоченным, старшим уполномоченным Балтийской группы Госприемки кораблей ВМФ.

На этих должностях «испытатель» новых кораблей В.П. Рыков проявил высочайший профессионализм и умение почувствовать АПЛ в начале её плавания.

Принятые Рыковым корабли, как правило, не имели впоследствии каких-либо недоделок, неполадок по вине Государственной комиссии.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 февраля 1984 года за успехи в службе, освоение и приём новой техники в состав ВМФ капитану 1-го ранга Рыкову Валентину Павловичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».

С ноября 1987 года капитан 1-го ранга Рыков В.П. — в отставке. Живёт в городе-герое Ленинграде — Санкт-Петербурге.

Награждён орденом Ленина, орденами Трудового Красного Знамени, Красной Звезды, Мужества, медалями.
Из аттестации В.П. Рыкова 1986 года:

«Имеет большой практический опыт испытаний и приёма в состав ВМФ современных подводных лодок различного проекта и назначения, в том числе головных. Хорошо знает руководящие документы и организацию проведения испытаний, творчески руководствуется ими в своей практической работе. Работу комиссии госприемки организует грамотно, предваряя её личной глубокой подготовкой в проектных организациях, институтах и учебных центрах ВМФ.

Взаимоотношения с предприятиями промышленности строит на принципиальной, деловой основе. В процессе приёмок кораблей аварий и опасных манёвров не имел».
Источник Герои Страны